Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 02.05.2024, 00:37 |
МБДОУ "Детский сад №17" ИМОСК | |
Приветствую Вас Гость |
|
Страничка педагога-психолога
Пометун Жанна Викторовна Педагог - психолог Образование - высшее Ставропольский государственный университет, 2008г. Стаж в занимаемой должности - 1 год. "От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям." В. С. Сухомлинский.
Общесадовское родительское собрание для родителей вновь поступающих в ДОО детей по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада».
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: - четкий режим дня; отсутствие родных рядом; постоянный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; резкое уменьшение персонального внимания. Все это приводит к тому, что ребенок попадает в определенную стрессовую ситуацию, которая называется адаптацией. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-14 дней), среднюю (14-30 дней), тяжелую (30-6о дня, а иногда и до полугода). При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчиво - спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений. При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-30 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений. Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: (бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи, диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез (недержание мочи), тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции. Существует много факторов влияющих на протекания адаптации ребенка, одним из которых является возраст ребенка. Наиболее благоприятными для начала посещения детского сада является возраст 2года и старше 3-х лет. Дети младшего возраста лучше привыкают к изменившимся условиям, т.к. их режим только закладывается, и основной проблемой для них становится только разлука с близкими и уменьшение объема внимания к ним. Детям старше 3-х лет легче адаптироваться в том плане, что к этому возрасту у них резко возрастает потребность в общении со сверстниками, а именно в коллективе детского сада эта потребность может быть удовлетворена в полном объеме. Кроме этого у них снижается привязанность к матери, они легче вступают в контакт с другими взрослыми людьми. С какими трудностями могут столкнуться родители, когда дети начинают посещать детский сад: - повышенная плаксивость. -капризность. - нервозность. - резкая смена настроения. - появление вредных привычек (сосать палец, брать в рот разные предметы, что-то накручивать и т.п.). - изменение поведения и привычек детей. Кому адаптироваться легче?
Как подготовить ребенка к посещению детского сада. Во - первых нужно учитывать возраст ребенка, детям до 4-х лет нужно при подготовке к детскому саду делать упор на приспособление к режиму детского сада, на необходимость расставания с близкими людьми. Детям, более старшего возраста кроме этого необходимо развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми, развитие игровой деятельности. Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что интересного его ждет при посещении детского сада. Например: “Детский сад это такой красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В детском саду очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том как вы ходили в детский сад. Но рассказывание больше применимо для детей от 3-х лет. Для более маленьких детей лучше использовать прямое знакомство – утром прийти и посмотреть как родители приводят детей в детский сад, днем прийти на прогулку и показать как гуляют дети, и вечером, чтобы ребенок увидел как забирают детей домой. Но и детям, более старшего возраста можно использовать метод прямого знакомства. Подготовить к расставанию с мамой. Можно оставлять не надолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет. Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности. Во время адаптации ребёнок может заболеть, у него может замедлится рост и прибавка в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно. Построить режим дня приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения д.с, а как минимум за 1.5, 2 недели. (6:30 – подъем, умывание, одевание; 8:00 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка,11:30 – возвращение с прогулки, 12:00 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 21.00). Рацион питания так же должен быть приближен к меню д.с. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы. Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы ребёнок мог самостоятельно одеваться и умываться для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вешать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы он мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности, одно одели вместе другое он сам. Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть. Детей с 3-4 лет нужно приучать и культуре поведения – здороваться со взрослыми и сверстниками, употреблять слова выражающие просьбу, благодарность, выполнять элементарные правила поведения на улице и в помещении, правилам поведения за столом, в спальне. У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок приходя в детский сад попадает в окружение сверстников нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками. Детей старше 3-х лет нужно учить взаимодействовать с детьми – как знакомиться с детьми, входить в игру, взаимодействовать с детьми в игре, делиться игрушками, отзываться на просьбу другого ребенка. Кроме этого нужно научить ребенка играть. Игра для ребенка это не просто манипулирование предметами, это какой-то сюжет, взаимодействие с партнерами по игре. Кроме активных игр дети должны уметь играть и в спокойные развивающие игры. Для этого нужно заинтересовать их, поиграть вместе с ними, на примере показать, как делиться игрушками, выполнять правила игры. При начале посещения д.с. нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т.е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни более чем на 2-3 часа. Учтите что дети будут уставать в д.с. не только морально но и физически, т.к все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей. Откажитесь на время от посещения дополнительных образовательных и спортивных учреждений. Вам нужно самим четко понимать, что плачь, изменение поведения ребенка это нормальные изменения вызванные приспособлением его к изменившимся условиям. Поэтому нужно как можно спокойнее реагировать на них. Самим не тревожиться и не расстраиваться т.к. это состояние передается ребенку. Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то а ребёнок стоит рядом, о том что ему скоро предстоит пойти в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитатели, и будут ли они добрые и т.п. Не делайте ошибок. К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Памятка для родителей «Развитие эмпатии у детей 6-7 лет»
«Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...» В.А.Сухомлинский Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики. Ребенок развивается как субъект общения. Следует отметить, что если проблеме интеллектуального развития детей посвящено достаточно большое количество исследований, то вопросам, связанным с развитием эмоциональной сферы ребенка, уделено гораздо меньше внимания. Эмоциональное развитие детей, как правило, рассматривалось в связи с их коммуникативным развитием или проблемой готовности ребенка к школе. К настоящему времени еще целый ряд важнейших сторон развития эмоциональной сферы детей оказался вне поля внимания. Эмпатия (от греч. cmpathtia – сопереживание) – способность эмоционально отзываться на переживания другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитание культуры межличностных отношений. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объектом. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность, высокий уровень понимания. На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Для развития эмпатии важно учитывать, что в возрасте 5-8 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет и то, насколько воспитатель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеют вовремя прийти ему на помощь. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию. Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития.
Предлагаем 5 способов, Совет 1. «Стоп». Совет 2. «Лабиринт». Совет 3. «Коврик злости». Совет 4. «Рассказ от первого лица». Совет 5. «Ковер мира». Игры и упражнения для эмоционального развития детей
как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница; как кот на солнце; как само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто он увидел чудо; как ребенок, у которого отняли мороженное; как два барана на мосту; как человек, которого ударили; как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака; как папа после работы; как человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху; как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.
Консультация для родителей «Профилактика эмоциональных нарушений у детей» Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития детей и профилактике эмоциональных нарушений. Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным. Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости. Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |